
Интересно, как всю эту "ляпоту" воспринимал и описывал маркиз де Кюстин. И как его мысли созвучны мыслям некоторых наших современников!:
"Я не знаю, откуда исходило очарование, власть которого я ощущал, я знаю только, что я не мог отделаться от тайного ужаса...
Будьте уверены в том, что московская цитадель совсем не то, что про нее говорят. Она не дворец, не национальное святилище, в котором сохраняются исторические сокровища государства, она не оплот России, не чтимое убежище, где почивают Святые покровители страны, она - не меньше, и больше, чем все это, она - просто темница призраков.
Этому необычному созданию сила заменяет красоту, причудливость - изящество; оно - греза тирана, но оно мощно, оно ужасно, как мысль человека, повелевающего мыслью народа; здесь какая-то несообразность: я вижу средства обороны, предполагающие войны, каких уже не бывает; эта архитектура не согласуется с потребностями современной цивилизации.
Наследие баснословных времен, когда ложь царила бесконтрольно, тюрьма, дворец, святилище, оплот против иноземца, Бастилия против нации, опора для тиранов, темницы для населения - вот Кремль!
Эти бесчисленные памятники гордости, прихоти, сладострастия, слав, благочестия, несмотря на свое видимое разнообразие, выражают одну только мысль, всюду господствующую здесь: война, поддерживаемая страхом. Кремль, бесспорно - творение существа сверхчеловеческого, но существа злотворного. Слава в рабстве - вот аллегория, изображаемая этим сатанинским монументом...
В архитектуре Кремля все имеет вольное или невольное символическое значение; но когда вы преодолеете ваш первый испуг и проникнете в недра этого дикого великолепия, реальным остается лишь скопление темниц, высокопарно прозванных дворцами и соборами. Что бы ни делали русские, им не выйти из тюрьмы.
Самый их климат - сообщник тирании. Здешний холод не допускает строения просторных церквей, где верующие мерзли бы во время молитвы; здесь дух не возносит к небу величие религиозной архитектуры; в этом климатическом поясе человек может строить Богу только темные башни. Мрачные кремлевские соборы с их узкими сводами и толстыми стенами походят на погреба; это - раскрашенные тюрьмы, как терема - раззолоченные жилища тюремщиков..."
И этот человек смел это писать после того, как "злобные русские варвары" уже побывали в Париже и не устроили, в отличие от его "культурных" соотечественников в Москве, там ни пожаров, ни конюшен в храмах!