?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
СССР агрессор?
яяяя
moskalkov_opera
 В недавнем прошлом были очень популярны книги Суворова (Резуна), где он доказывал, что СССР сам хотел напасть на Германию в 1941 году.
И вот, решил я поискать по этой теме более солидные источники и на что наткнулся:

".....Мой ответ: нет, не имели. Да, в годы первых пятилеток страна не жалела денег на оборону. Была создана индустриальная база военной промышленности. Народ был воспитан в духе советского патриотизма. Многое, очень многое было сделано для того, наша армия и флот были первоклассными. Многое, но не всё. Да и нельзя было ожидать, чтобы отсталая страна, где 20 лет назад 80 % населения было неграмотным, выставила армию, способную превзойти сильнейшую армию капиталистического мира в войне моторов, которая обрушилась на нашу страну........."

Это пишет Орлов Александр Семёнович, Доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института военной истории МО РФ и т.д.
Понятно, что образование не является специализацией академика, но, тем не менее, разве может Доктор наук, да пусть и совсем не истарических, допускать такие ляпы про 80 неграмотных!

В 1911 году в России было 27 486 земских школ, из которых 25% имели 3-летний срок обучения и являлись однокомплектными (не более 50 учащихся с одним учителем), тогда как остальные имели 4-летний срок обучения и были двухкомплектными (более 50 учащихся с двумя учителями). Т.е., примерно 20 000 школ с минимальным количеством в 51 человек. Считайте сами.
В это же время (данные 1913г.) в России было 457 гимназий с, примерно, 140 000 учениками.
При этом, население Империи в те годы примерно 175 000 000 человек.

Это данные только по детям. Но, их уже, пожалуй, достаточно, чтобы понять несостоятельность утверждения профессора.

Слава Богу, теперь любого профессора можно проверить!) Вот например прекрасный сайт "Российский общеобразовательный портал".



  • 1
Вообще-то резун не доказывал в своих книгах, а просто голословно утверждал перевирая факты.

1941-20=1921

1921 г. - после Империалистической и Гражданской - думаю, действительно, уровень грамотности здорово снизился по сравнению с 1911-1913 г.

Ну да, я тоже об этом подумал. Но, почему-то мне кажется, что академик имеет в виду именно отсталость Царской России.

помню, читала воспоминания известной актрисы (или певицы?) того времени. Фамилию забыла, прошу прощения, но она реально очень известна была.
Так вот она пишет, что все эти войны - испанская, финская - воспринимались обществом, как подготовка к войне с немцами. То есть все реально знали, что война будет.
Но я не думаю, что СССР собирался напасть. Слишком уж была неготова к этому страна.

Страна как раз была готова. Но к нападению, а не к обороне. Для этих двух функций используются два принципиально разных типа оружия. Суворов в своих книгах это подробно рассматривает.

по 50 учеников = 1 000 000 учеников => плюс миллион грамотных в год

при населении 175 млн это не так уж и много, те оценка "80% неграмотных" примерно так и получается..

80% неграмотных - это примерные данные (более точно - 78,9%) по переписи 1897 года, а не "20 лет назад". За последние, собственно, 20 лет Российской империи ситуация весьма сильно изменилась. Что можно видеть из таблицы, включенной в первое издание БСЭ:


Да, на эту таблицу натолкнулся в первую очередь, но решил закрепить "показания".)

Лучшее из того, что читал по поводу В.Суворова:
http://militera.lib.ru/research/isaev_av1/index.html

Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год» (СПб., 1912)

Всеобщая перепись населения Империи 1897 г. обнаружила всего лишь 21% грамотных. Этот процент повышается в Привислинском крае до 30,5%, собственно же в Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа составляет 22,9%. Как же мало само по себе такое небольшое число грамотных, но в 24 губерниях из 50 Европейской России оно еще уменьшалось, не достигая 20%. В числе их заключался целый ряд центральных губерний с коренным русским населением: Вологодская, Воронежская, Калужская, Курская, Орловская, Пензенская, Симбирская, Смоленская, Тамбовская и, наконец. Псковская, занимавшая в 1897 г. последнее место по грамотности населения (14,6%). Высокий процент грамотных, 70-80%, дали три Прибалтийские губернии, за ними шли столичные губернии, С.-Петербургская — 55%, Московская — 40%. 42% грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36% в Ярославской. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30% умеющих читать.

(Удалённый комментарий)
Ув Сергей,
про грамотность Вы правы. Только не поминайте Резуна к ночи, а то только увеличиваете повреждения ткани обЧества, нанесенное его деятельностью. ЛуЧЧе всего его тихо забыть, как дурной сон.

Кстати, очень интересной показалась вот эта работа:
http://www.ihst.ru/files/saprykin/book-education-pote.pdf

Оттуда:

В Постановлении ЦК ВКП (б) 1931 года утверждалось, что в 1914 году в шко-
лах училось 7,8 миллионов учеников. Эти данные явно занижены. По данным
школьной переписи 18 января 1911 года в начальных школах Империи училось
6,62 миллиона мальчиков и девочек. Но эта перепись охватывала не все школы,
а только начальные. К тому же между 1911 и 1914 годом численность учащихся
сильно выросла. По данным Государственного комитета по народному образова-
нию Временного правительства, стремившегося максимально дискредитировать
царское правительство, в 1914 году в начальной школе в возрасте от 8 до 11 лет
училось 7,788 миллиона детей (ГАРФ ф.1803, оп.1, д.24, стр.7), именно из этой
оценки, видимо и появились данные, приведенные в постановлении 1931 года,
в которой речь идет уже не о детях 8-11 лет, а о всех детях учащихся в начальной
и средней школе . При этом по-видимому и данные Государственного комитета по
народному просвещению 1917 года занижены. По альтернативной оценке в 1914
году только в начальных школах училось 8,9 миллионов учеников (Статистичес-
кий ежегодник России на 1915 г. Пг.,916. Отд. 1. С. 144, эти данные принима-
ет и современный исследователь И.О.Крылов ). Кроме того как подсчитано выше
уже в 1913 году в средних и посленачальных учебных заведениях Империи учи-
лось примерно 1,8 миллиона школьников. Таким образом уже в 1914 году во всех
школах Империи было около 10,7 миллионов учеников

а вы считаете, что земская школа с 3-х или 4-х летним сроком обучения - это нормальное образование, с которым можно создавать двигатели, военную технику и тд. ???

  • 1