?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Эх. сейчас бы таких рестораторов!)
яяяя
moskalkov_opera
Кто бывал в Московской консерватории, тот, наверное, обращал внимание на эту картину Репина, висящую напротив входа в партер.



Картина называется "Славянские композиторы". На полотне нет ни одного "лишнего" человека, только композиторы, причём разных эпох.
Сразу бросаются в глаза Глинка и Рубинштейн. Они то и наводят на подозрение, а фантастичности данной "тусовки".

И правда!
"Владелец московской гостиницы "Славянский базар" Пороховщиков в 1871 г. пожелал иметь картину, изображающую славянских композиторов разных времен и разных стран. Он обращался к разным маститым художникам, но все, слыша о таком необычном заказе, заламывали цены. Тогда предприниматель предложил написать ее молодому Репину, сильно нуждавшемуся в деньгах. Преложенные Пороховщиковым 1500 рублей показались художнику сказочным богатством, и он принял заказ, не удивляясь его странности и даже где-то нелепости. Ведь композиторы, которых следовало изобразить, жили в разных странах, многие в разное время и никак не могли бы встретиться все вместе. Так, Бортнянский, к примеру, умер в 1825 г., а Огинский в 1833 г. Римский-Корсаков и Балакирев тогда еще и не родились.В общем, налицо явное нарушение пространствено-временного континиума :)

Список композиторов для Пороховщикова составлял Николай Рубинштейн, руководствовавшийся своими личными музыкальными пристрастиями. Так, в нем не оказалось ни Мусоргского, ни Бородина, ни Кюи. Блистательно отсутствовал даже Чайковский, которого в то время обожала вся Москва. А кто же был удостоен чести быть изображенным? Посмотрим внимательно на картину "Славянские композиторы". В ее центре - русские композиторы: на первом плане М.И.Глинка беседует с М.А.Балакиревым, В.Ф.Одоевским и Н.А.Римским-Корсаковым (в военной форме). Позади этой группы сидит на стуле А.С.Даргомыжский, за которым виден И.С.Ласковский, справа А.Ф.Львов (в придворном мундире), слушающий А.Н.Верстовского. У рояля - братья А.Г. и Н.Г.Рубинштейн, между А.Г. и Львовым стоит А.Н.Серов. В глубине за ними группу образуют А.П.Гурилев, Д.С.Бортнянский и П.И.Турчанинов. Польские музыканты - С.Монюшко (крайний справа), Ф.Шопен, М.Огинский и К.Липиньский (на фоне двери). Левый край - чешские композиторы Э.Направник (крайний), Б.Сметана, К.Бендель и В.Горак.

Картина имела успех. На торжественное открытие "Славянского базара" съехалось все аристократическое общество. Репин и заказчик получили массу поздравлений. А вот Тургенев, увидев ее, в письме к Стасову назвал ее "холодным винегретом живых и мертвых". В другом письме он замечал: "Откровенно вам скажу, хуже сюжета для картины я и придумать не могу - и искренне об этом сожалею: тут как раз впадешь в аллегорию, в казеншину, в ходульность..." Сейчас картина находится в Московской государственной консерватории. Не знаю, правда, выставлена ли она там на всеобщее обозрение, москвичи могут попытаться проверить и увидеть ее воочию."

Материал взят отсюда.


  • 1
"И.Е.Репин сообщает некоторые любопытные эпизоды, связанные с его картиной "Славянские композиторы", которая находится в "Славянском Базаре" и была написана по заказу его строителя А.А.Пороховщикова ("Пива"). Последний не желает признать Мусоргского и Бородина достойными помещения на картине и заявил Репину по этому поводу: "Вот еще: вы всякий мусор будете сметать в эту картину!" И.С.Тургенев не одобрил картины с другой точки зрения. Он не мог примириться с тем, что в картине помещены мертвые и живые композиторы одновременно. "Ну что это, Репин? - сказал он ему, - Какая нелепая идея соединить живых с давно умершими!.. Я все же этого не перевариваю: это - рассудочное искусство... литература..."

"Музыка" - 1914 №163 (4.01.1914) - с.22.

Милые славянские композиторы Бендель и Рубинштейн
)

1) Что-то Глинка так ж совсем непропорционально изображен.... для Репина непростительно.
2) А где ж Людвиг Федорович Минкус? Без него ведь и Большой не Большой.

Это ранний Репин, и Глинка, как можно догадаться, не с натуры.)
А Минкус? Что Минкус? Там Чайковского даже нет!

Но ведь в то время Чайковский еще не не был так знаменит. Как симфонист он только начинался. Пока что только 1-я симфония. Увертюра "Ромео и Джульетта". Несколько представлений оперы "Воевода". Первый квартет. Россия его еще не так уж хорошо знала.
А идея, все-таки, великолепная. Просто Пороховщиков с этой своей идеей опередил свое время. Ну, навредничал, конечно, с некоторыми из кучкистов. Вы же понимаете , какие войны шли тогда между поклонникоми и противниками Могучей кучки. Зато какого Мусоргского позже подарил нам Репин, а ? По выполнению в сто раз талантливей всей этой картины....

(Удалённый комментарий)
И мемуары, и письма. Замечательный литературный дар, про который отчего-то умалчивали. А язык-то какой! Например, его описание своего "Протодиакона":
"Весь он - плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев." У Корнея Чуковского есть очень интересная статья "Репин как писатель".

  • 1