Знаю о пении почти все! (moskalkov_opera) wrote,
Знаю о пении почти все!
moskalkov_opera

Памяти Татьяны Панковой

Оригинал взят у dik_dikij в Памяти Татьяны Панковой
Алексей Битов (poziloy) 9 июля 2011 года умерла Татьяна Панкова. Сегодня – девятый день. Начнём с фильма, в котором Татьяна Петровна не снималась: «Адъютант его превосходительства» (мы как раз о нём недавно вспоминали). Есть в этом фильме такой эпизод: Батька Ангел с подсказки «шутника» из своей свиты говорит «экскремент» вместо «эксперимент». Белые офицеры смеются, смеётся и один из красных командиров, бывший фельдшер. Второй красный командир (тот, которого играет Ю.Назаров) не смеётся, он смысла оговорки не понимает, слова незнакомые. Маленькая, вроде бы, деталь; большинство зрителей её, скорее всего, не замечает или не обращает внимания. И тем не менее в этом и проявляется профессионализм: уважающий себя автор не на «пипл» работает («пипл» и так схавает) и не на случайно зоркого зрителя, умеющего «выцеплять» ляпы – он работает с учётом Того-кто-всё-видит (нет, не в вульгарно-религиозном смысле, отнюдь). Современная техника позволяет остановить кадр. Попробуйте нажать на кнопку «стоп» во время крупного плана, и вы увидите самые неожиданные вещи. Вот известный актёр (актриса) что-то изображает, а глаза у неё пустые, сквозь напускные (по роли) эмоции пробиваются скука и желание поскорее освободиться. Фальшь неизбежно проявится и без всяких стоп-кадров, просто кто-то не заметит, а кто-то не придаст значения. А зрителю, умеющему видеть, сразу понятно: не профессионал – профессионалу никогда не скучно заниматься своим делом; так родной для вас человек может вызвать и раздражение, и желание прервать с ним всякие отношения, но равнодушной скуки не вызовет никогда. Татьяна Петровна Панкова была настоящим профессионалом. Вот простой пример: смотрю короткую телевизионную передачу об умершей актрисе (http://www.newstube.ru/media/na-95-godu-zhizni-skonchalas-tat-yana-pankova) и вижу в конце кадры, где Панкова в роли профессиональной портнихи работает не глядя, наощупь, но при этом совершенно расслаблена – знает, что «наработанные» пальцы её не подведут. Так выполняют мелкую работу профессиональные портнихи, но и по-настоящему профессиональные актёры играют именно так, на рефлексах (просчитать каждую деталь всё равно невозможно). Или другой эпизод, из фильма «Сфинкс»; сам фильм, как и, увы, «Анну на шее» (откуда, как мне объяснили, и взят эпизод с портнихой) я не видел, а отрывок здесь – http://www.dailymotion.com/video/x8jybe_yyyyyy_shortfilms. В конце фрагмента героиня Панковой должна закрыть глаза, и это достаточно трудный момент для крупного плана – чаще всего получается нарочито. Что делает Панкова, чтобы сделать это естественно? Перед тем, как закрыть глаза, она долго смотрит, не мигая, и всё получается само собой. Можно ли просчитать подобные моменты «от ума»? Один эпизод – можно, а всю роль в мелких деталях – нереально, их слишком много, этих деталей. «Рецепт» тут, по-моему, прост – надо войти в роль, а дальше обдумывать только узловые моменты, остальное – на рефлексах. В конце концов, профессионал – не тот, кто наработал профессиональные штампы, сколько бы их ни было, а тот, кто наработал достаточное количество рефлексов, чтобы не отвлекаться потом на мелкие операции. В связи с отъездми прпустил это печальное известие. А ведь общались всего несколько месяцев назад! Татьяна Петровна очень помогла Русской опере в переговорах с Соломиным о совместном проекте! Царствие Вам Небесное, посленяя из Великих старух Малого! "В случае с Панковой удивительно ещё и то, что она всё-таки – театральная актриса, а не киношная. На сцене-то, вроде бы, без разницы, как закрывать глаза – зритель этого не видит, расстояние не позволяет (разве что чей-то бинокль прямо на лицо направлен). А ведь на самом деле не так – из самой мелкой, невидимой из зала ошибки, если вовремя не спохватиться, растёт, как снежный ком, та самая фальшь, которая сводит всё на нет. Опять-таки профессионал понимает такие вещи, как нечто, само собой разумеющееся. Хотелось, конечно, найти какие-то театральные записи с участием Панковой, но – увы, не получилось. Может быть, какое-то представление даёт статья Б.Львова-Анохина в «Независимой газете» аж от 16 декабря 1993 года (см. сайт Малого театра, http://www.maly.ru/news_more.php?number=3&day=15&month=7&year=2011). Конечно, лучше бы один раз увидеть... Пора сделать небольшое отступление. Честное слово, начиная этот пост с «Адъютанта его превосходительства», я как-то даже не подумал, что главную роль в этом фильме сыграл человек, который последние десятилетия работы Панковой будет возглавлять театр, где она служила. То ли совпадение, то ли подсознание сработало... Как бы то ни было, вернёмся к кино. Понятно, в разговоре о Панковой никак не обойтись без «Звезды пленительного счастья» (тут она – путеводная, что ли). Удивительно, но при «неаристократической», мягко говоря, внешности Панковой только у неё получился характер подлинной аристократки (не хочу никого обидеть, просто констатирую факт). Вот фрагмент – http://video.mail.ru/mail/yuzhaninovalyudmila/830/994.html (c 48-й минуты). Слова тут, право же, не нужны – всё равно не получится сказать так просто и естественно, как она сыграла. Констатирую факт.

Tags: Перепост, Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment