Знаю о пении почти все! (moskalkov_opera) wrote,
Знаю о пении почти все!
moskalkov_opera

Category:

Опера и кино - дружба врозь

Я тут жалуюсь, бурчу, что оперу пытаются сделать попсой, пытаются её превратить в низкое искусство. Проблема же не только в этом. Проблема в том, что многие оперу не слышат, а только видят. В комментариях мои блогоприятели неоднократно говорили, что ходят послушать спектакль, поэтому и места им часто не важны…

А оперу хотят часто прировнять к фильму, спектаклю, цирку. Композитора, музыку — отбрасывают на задний план… Не вслушиваются. В 2007 ещё в Санди Таймс была опубликована забавная статья «Руки прочь от нашей оперы». Вот почитайте... Больше всего, коллег возмущает то, что оперу пытаются ставить люди далёкие от музыки, ... но близкие к кино… Это меняет характер постановки, извращает смысл.



Это всё как с литературой. Зачем вот вы Толстого выбираете или Достоевского? Потому что тот ближе, у того-то есть больше того, что нужно, что хочется услышать. С режиссёрами то же самое. Они ведь из кино приходят, зачем? За теми же ответами, за тем же просветлением.

Но когда меняют монастырь, не лезут с чужим уставом! Спорить тут можно бесконечно, но в итоге все к этому приходят (даже вон Сокуров в интервью признавался, что оперные артисты — выше всех по уровню (после моих аргументов кстати, ещё в бытность в Большом). Опера и интересна-то кинематографистам, как что-то большее, чем просто фильм.. а они опять приходят сюда, будто у них камера в голове застряла.

И вот, кстати, «Призрак оперы» хороший тому пример. Они ведь тоже — они не оперу ставят, а шоу. И я не один так считаю...

Вот покопал маленечко:




«Я понятия не имею, что я делаю», — Вуди Аллен (Woody Allen) в интервью репортёрам, когда его спросили о том, как он собирается ставить Джанни Скикки в Оперном театре Лос-Анджелеса.


«Я видел недавно Дон Жуана Питера Селларса по телевизору. Как телевизионного продюсера меня эта постановка просто восхищает. В театре, я бы от такого зрелища с ума сошел. В Мет мы работаем с той формой и стилем, который задумал Моцарт. Селларс использует этот стиль для других целей. Он его раскладывает на составляющие и это довольно интересно. По телевизору это всё отлично смотрится: крупные планы, выражения лиц, реакция артистов и пр», — Пол Плишка — бас, который работает в Америке. Кстати, предки его — славяне, украинцы.

«Некоторые кинематографисты совершенно не умеют работать в опере, а у некоторых получаются действительно зрелищные постановки. Вашингтонская постановка «Синей Бороды» Уильяма Фридкина (William Friedkin — режиссёр «Французского связного», «Изгоняющего дьявола», «Опекуна») оказалась попросту банальной. А вот Мариуш Трелиньски (Mariusz Trelinski — режиссёр «Эгоистов») привнёс в оперу лучшее из кинематографа. Опера — это всегда зрелище и визуальное развлечение. Некоторые телевизионные и киношные режиссёры работали в опере и у них получалось недурно (Роберт Олтман (англичанин снявший Госфорд-парк, Компаньонов), Чжан Имоу (китайский режиссер и актёр снявший китайские фильмы Герой и Дом летающих кинжалов — очень кстати хорошие картины, может когда-то о них расскажу. Очень «оперные» фильмы.), а у других получалось плоховато (Гарри Маршалл — американский режиссёр «Сбежавшей невесты», Баз Лурман (автор картин «Мулен Руж!», «Ромео + Джульетта», «Автсрания»). Я также покорен тем, как они используют кусочки фильмов в своих постановках оперы», — говорит Чарльз Ти Дауни — преподаватель и музыковед.

«Опера очень отличается от кино и театра. Мы об этом часто забываем», — говорит Грехэм Вик (Graham Vick), готовивший стадионную постановку «Травиаты» для Оперной труппы Бирмингема. «Если ты не понимаешь, что композитор хотел сказать своей музыкой, вы не сможете это выразить. Если вы не понимаете музыку, опера попросту не сработает. Всё очень просто».

«Опера — это полностью нереалистичное искусство и в это нет ничего предосудительного. Но больше всего нас возмущает то, что из-за всей этой киношной чехарды на сцене, зрители даже не заметят, что они слышат и наслаждаются лишь 30% музыки», — Грэхэм Вик (молчал бы уж Грэм то, так сам бывает извращает композиторские замыслы!).



«Когда я вижу чью-то оперную постановку, то я вижу картинку, которая не соответствует моему воображению», — Вернер Херцог — документалист и кинематографист, снявший 40 фильмов, включая «Плохого лейтенанта» и поставивший кучу опер.




Сокуров всё-таки в кино преуспел больше. Ему там сказать больше хочется. А главное как сказал! Уже Золотого Льва в Венеции отхватил. А меня в кино так и не позвал, Александр Николаевич — я жду! ...


Tags: Кино, ОПЕРА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments