?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Открытое письмо в редакцию журнала "Сноб"
яяяя
moskalkov_opera
Оригинал взят у ycnokoutellb в Открытое письмо в редакцию журнала "Сноб"
Открытое письмо в редакцию журнала "Сноб" по поводу статьи Д. Быкова "Толоконные лбы"



Православный правозащитный центр "Территория Церкви" считает своим долгом высказать недоумение в связи с публикацией в вашем издании колонки известного литератора Дмитрия Быкова под названием "Толоконные лбы".
В ней Быков позволил себе антиправославные высказывания, находящиеся в явном противоречии как с нормами толерантности, так и с российским законодательством. По мнению господина Быкова, только "трусостью, фатализмом, зыбким болотом в душах можно объяснить тот факт, что россияне все еще ходят в церковь и уважительно отзываются иногда об иерархах".

Кроме того, в России, оказывается, наблюдается "взрыв антицерковных настроений в обществе", причем протекает этот самый "взрыв" в "подозрительно мягких формах".
Дальнейшее цитирование вряд ли уместно: ситуация вполне ясна.

Мы убеждены: не должно быть лиц и социальных общностей, свободных от критики. Поэтому никто не ставит под сомнение право Дмитрия Быкова на критику иерархов РПЦ или отдельных верующих. Также и для антиклерикальных взглядов Быкова есть место в идейном континууме нашего общества. Но не критика церковной жизни, пусть даже необоснованная, не антиклерикализм и не полемика с православием вызывают у нас горькое чувство, а безответственные оскорбления в адрес всего православного сообщества. Речь ведь идет отнюдь не об идейном споре. Наши единоверцы подвергаются публичному оплевыванию даже не за чьи-то личные грехи, а все разом – как носители определенных взглядов – только за то, что стараются жить по Божьим заповедям и, подумать только, ходят в храм.
К сожалению, высказывания господина Быкова содержат все признаки оскорбления по религиозному признаку.
Факт публикации этих ксенофобских высказываний на страницах известного издания, да еще с указанием на якобы имеющие место в обществе "антиправославные настроения", превращает их в акт возбуждения религиозной вражды, что формально попадает под действие статьи 282 УК РФ ("возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии").

Вряд ли кому-то придет в голову требовать официального расследования. Во-первых, Дмитрий Быков, как любой художник слова, переживает периоды спонтанной речи или, скажем так, автоматического письма. Во-вторых, всем известны его заслуги и достижения в отечественной литературе и журналистике, известны и другие его статьи, призывающие к смирению и взаимоуважению различных сообществ. Да и, говоря откровенно, сквозь строчки быковского текста сквозит какая-то вымученность, словно он написан через силу. "Антиправославные настроения"? Ну, разумеется, таких настроений нет, а есть антиклерикальный заказ власти, очевидный из высказываний правых политиков. Если бы Дмитрий Быков нашел в себе силы принести формальные извинения в адрес российских православных, это сильно ускорило бы процесс восстановления его репутации.

А вот к редакции "Сноба" вопросов гораздо больше. Ведь существуют редакционные планы и оценка материалов не только с точки зрения литературного качества, но и с точки зрения соответствия нормам закона.
В этой ситуации объяснения и извинения со стороны редакции "Сноба" не просто желательны – необходимы. Допускать ксенофобские высказывания недопустимо. Нам хорошо известно, что "Сноб" позиционирует себя как образцово-либеральное издание, приверженное нормам толерантности и политкорректности. Многим еще памятен конфликт издания с частью сотрудников (в частности, с Максимом Кантором, Артемом Огановым и др.), покинувших журнал и опубликовавших в адрес редакции свое открытое письмо. Как раз вопрос о терпимости к взглядам меньшинств, по версии редакции, стал камнем преткновения в споре... Но вот перед нами вполне симметричная ситуация – и уже вопрос о терпимости выглядит чисто риторическим.

А между тем надо ли объяснять, что православные в России до сих пор принадлежат к одной из самых стигматизированных социальных групп. Они пытаются завоевать себе право на официальную позицию в общественной жизни, но до сих пор не добились участия в политике в качестве отдельного политического субъекта, в то время как в Европе эта практика всячески приветствуется. Взять хотя бы знаменитый Христианско-демократический союз – одну из крупнейших партий Германии. Точно так же богословие в России (в отличие от истории, филологии, социологии, психологии) искусственно лишено академического статуса, поскольку не включено в список Высшей аттестационной комиссии.
В то же время в развитых светских странах теология широко представлена в университетах и является полноценной гуманитарной дисциплиной. Даже храм у нас до сих пор воспринимается в советском духе – как молельный дом либо исторический реликт. А ведь это не только место для молитвы (молиться можно и дома), литургии (вся жизнь православного должна быть литургична) и евхаристии. Это уникальный опыт единства вере и коллективной работы единомышленников, опыт бескорыстных отношений на основе Божьих заповедей.

Очень хочется надеяться, что публикация материала "Толоконные лбы" была досадным, но единичным сбоем редакционной политики. В таком случае мы вправе рассчитывать на официальный ответ с извинениями в адрес всего православного сообщества.

Вся ситуация и, в частности, наше письмо в таком случае становятся тестом на приверженность редакции ею же самой провозглашенным принципам толерантности и либерализма. Мы были бы рады убедиться в том, что эти принципы "Сноб" разделяет искренне, что он не привержен двойным стандартам и избирательному подходу к носителям других взглядов и культурных стандартов.

Православный правозащитный центр "Территория Церкви"






  • 1
Истинное лицо Быкова вырвалось на свободу.

В ней Быков позволил себе антиправославные высказывания, находящиеся в явном противоречии как с нормами толерантности, так и с российским законодательством. По мнению господина Быкова, только "трусостью, фатализмом, зыбким болотом в душах можно объяснить тот факт, что россияне все еще ходят в церковь и уважительно отзываются иногда об иерархах".

Мне кажется, что Быков здесь имел в виду не совсем то, о чем подумал правозащитный центр. В целом в статье он проводит мысль не о том, что православие плохое и плохо быть православным, а что у православия в России (по крайней мере в той мере, как ее видит внешний наблюдатель Быков) очень мало чего осталось собственно от христианства: вера народа в значительной мере построена на суевериях и малосмысленна, а церковь удаляется как от христианства, так и от проблем своего народа. И вот исходя именно из этой посылки, автор и делает вывод, что если не осмысленная вера движет верующими, приходящими в церковь как организацию, которая, находясь в кризисе, чисто по-человечески мало чем сейчас может кого-то привлечь, значит, верующими движет, по-видимому, «трусость, фатализм, зыбкое болото в душах».

Мысль Быкова, конечно, содержит как, к сожалению, долю истины, так и долю достаточно поверхностного знания ситуации. Здесь можно с чем-то согласиться, с чем-то поспорить («надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные»).

В любом случае, в такой, может быть, несколько резковатой форме (но это допустимо для журналистской статьи, которая пишется с целью спровоцировать общественную дискуссию), Быковым высказано пожелание церкви (и не только им оно высказывалось и высказывается) неких перемен, некоего переосмысления своего места в обществе, чтобы антиклерикальные и антицерковные настроения в ближайшем будущем не повысили свой градус и не ударили по церкви с той силой, с какой уже не хотелось бы. «Как это было в России, помнят все, и повторения наверняка не хотели бы даже те, кто называет себя воинствующим атеистом».

Печально, однако, что доля истины присутствует именно в словах: «по нынешним временам любая публичная полемика скатывается к личным выпадам и поиску компромата — навык дискуссии стремительно утрачивается там, где она не востребована или попросту запрещена», что красноречиво подтверждается письмом православного правозащитного центра, который убежден, что дискуссия по церковным вопросам у нас не востребована (и на самом деле так и есть) и вместо полемики предлагает, не долго думая, «впаять» оппоненту статью. И после этого мы будем обижаться на обвинения в том, что наш «интеллектуальный уровень катастрофичен». :)


Где предлагают "впаять статью" Быкову?!!!


"Факт публикации этих ксенофобских высказываний на страницах известного издания, да еще с указанием на якобы имеющие место в обществе "антиправославные настроения", превращает их в акт возбуждения религиозной вражды, что формально попадает под действие статьи 282 УК РФ ("возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии")."

Когда кричат "Держи вора!", обязательно добавлять "Предлагаем его посадить"? В приведенном абзаце ясно приводится, по какой статье можно наказать Быкова, если будет на то чье-то желание, как когда-то поступили с художниками.

"Вряд ли кому-то придет в голову требовать официального расследования. Во-первых, Дмитрий Быков, как любой художник слова, переживает периоды спонтанной речи или, скажем так, автоматического письма..." А вот этот абзац из обращения Вы нарочно не замечаете?)

Я прочитал этот абзац. Звучит как предупреждение. Сейчас, мол, не трогаем. А если еще что-то ляпнет, то кому-то придет-таки в голову начать официальное расследование.

Ну, это Вам так хочется просто. Кстати, обратитесь прямо на сайт откуда обращение - спросите их прямо, верны ли Ваши подозрения.

Зачем их беспокоить? Я ж не Быков.
Им вообще-то стоило не к быковским текстам придираться, а свои вычитывать. Вот после таких писем и появляются статьи с заголовками "Православные угрожают журналисту Быкову". А вы потом сокрушаетесь, что не так поняли.

Слух, тебе конкретно питають - відповідай. Не прихильник МПЦ, але такі як ви просто дістають. >:(

Прямо не предлагают, но очень прозрачно «какбе намекают». Имеют право, конечно, но, по-моему, такого рода ответ на критику — совершенно бездарен.

Лучшим ответом было бы не обижаться, а пригласить Быкова на публичную дискуссию с людьми, чей интеллектуальный и полемистский уровень, в противовес обвинению в статье, не катастрофичен. Мог бы получиться интересный разговор, и соврешенно необязательно это был бы спор «до хрипоты, до драки».

К сожалению сейчас жанр "конструктивный спор" - не самый востребованный. Более модно покричать друг на дружку и довольными разойтись.

А Вы собственно статью Быкова читали? Единственный абзац, который можно посчитать сомнительным - первый. И то постольку поскольку он написан так с целью провокации на дальнейшее чтение. А дальше Быков пишет, что именно православная церковь обществу необходима, но необходима и дискуссия о формах ее участия в жизни общества. Дурацкое "Открытое письмо" - тому подтверждение. Еще на партсобрание его вызвать, и вообще будет картинка из эпохи застоя.

Я читал статью Быкова и даже с ним (или с тем, кто за него ЖЖ ведёт) немного пообщался.
А вот Вы похоже обращение то и не читали!

Читал. И не то, чтобы очень удивлен, но как-то уж очень письмо в струе моих представлений о нынешней церкви, как об институте, который стремится если не занять место КПСС, то отвоевать свои дореволюционные позиции.

Чиста конкретнее? 8-)
В ногонациональной и моногоконфессионной Москве строят 200 церквей. Со скандалом построили единственный буддистский храм. Расскажите, что за последние 20 лет было построено в рамках пропаганды научного атеизма?
Вам напомнить о попытках ввести уроки православной культуры в школах? Рождество объявлено выходным днем.
Что касается письма, то оно написано вполне в духе "Коллективного письма писателей в партком завода". Вспомнил миниатюру "Про блямблямчик" Мирова и Новицкого. "Товарищи Миров и Новицкий, критикуя нерадивого таксиста, бросают тень на всех таксистов нашей необъятной Родины и дружественных нам стран."

"Что касается письма, то оно написано вполне в духе "Коллективного письма писателей в партком завода""
Я просил конкретнее именно по этому Вашему утверждению. На каком основании исходя именно из текста обращения Вы делаете такие выводы!

"Расскажите, что за последние 20 лет было построено в рамках пропаганды научного атеизма?" Это Вы серьёзно? Забыли сколько лет до этого всё только и делалось для этой пропаганды?

"Очень хочется надеяться, что публикация материала "Толоконные лбы" была досадным, но единичным сбоем редакционной политики. В таком случае мы вправе рассчитывать на официальный ответ с извинениями в адрес всего православного сообщества."

Куда уж конкретнее? Быков что-то неугодное написал, а извинений требуют с редакции. Причем именно требуют. В очень резкой форме.

Кстати, согласно вашей логике, что должны были сделать после 17 года, с церковью, которая ТЫСЯЧУ лет обирала своих сограждан? А в результате практически и не тронули вовсе. Даже помогли храмы восстановить, когда все устаканилось

Росія - імперія, тож про якийсь мир між 120 людьми в одній квартирі мова йти не може.

Може-може. Когда они поймут, что все на одной подводной лодке.

Религию вообще нужно запретить как средство разжигания межнациональной розни

Согласен, только невозможно это. Во всяком случае сейчас, когда власть ориентирована на доведение населения до состояния тупого стада. А религия позволяет этим стадом управлять.

Они пытаются завоевать себе право на официальную позицию в общественной жизни, но до сих пор не добились участия в политике -вот уж фееричнее гебельса врут.

  • 1