?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Национальное достояние
яяяя
moskalkov_opera
У меня в комментариях уважаемый danchenko_07 напомнил про выдающегося музыканта, артиста и дирижера Дмитрия Покровского.



Он, конечно же, не просто музыкант. Нет. И не просто дирижер. Таких людей, как Покровский сейчас мало, если они и есть вообще. Он был учёным-фольклористом, музыкантом-археологом, актёром, продюсером, директором...
 
Но главной его страстью был всегда фольклор. Эта любовь к народному творчеству началась у него ещё в юности. И началась она вовсе не потому, что он вырос в этой уникальной певучей сельской среде. Ничего подобного. Покровский случайно попал в фольклорную экспедицию и был сражён, когда услышал, "как старушки, которые на ладан дышат, поют громче, чем профессиональные вокалисты".


Эта любовь к истории пения, к его корням принесла двойственные плоды. В советские годы его чуть ли не считали предателем за то, что он восстанавливал то, о чём многие предпочитали забыть, а на закате Перестройки ему внезапно дали Госпремию и отправили в США. Кто бы мог подумать, что он сделает карьеру в музыке? В школе Дмитрий увлекался математикой и даже стал победителем Всесоюзной Математической Олимпиады. Где музучилище и где физмат?
 
Сейчас очень популярны так называемые движения реконструкторов: люди одеваются в средневековое платье и пытаются вжиться в чужую давнюю жизнь. Покровский тоже был таким реконструктором, только восстанавливал он не просто внешнюю оболочку. Он восстанавливал народное пение во всех деталях и мелочах. Например, он садился в седло, чтобы понять, в каких условиях поются казачьи песни. Он шел дальше и по крупицам восстанавливал технику пения, записывал забытые песни и находил древние, полуразрушенные и истлевшие народные инструменты.
 
Хоть чиновники его и не любили и всячески презирали за отсутствие научной степени и отсутствие академичности, Покровский продолжал заниматься своим делом. Он ездил в экспедиции на юг России, посещал самые забытые уголки. Во время этих путешествий, во время общения с теми самыми рассыпающимися бабушками, он и открыл формулу народной песни, где существовали «роли» лидера, того, кто ему «вторит», и того, кто «перечит». Это кардинально отличалось от традиционного подхода и открывало двери в народное творчество для огромного количества артистов.
 
Для развития и сохранения этой техники в 73 был создан Ансамбль Дмитрия Покровского, который успешно работает до сих пор. Это объединение единомышленников начало привлекать новых людей со всего Союза, в том числе и бывших рокеров. То, что сейчас известно как folk rock выросло из творчества Покровского.
 
Покровский руководил своим ансамблем 23 год. За это время в его репертуаре появилось более двух тысяч народных песен, наигрышей, танцев обрядов, собрана коллекция подлинных народных костюмов и музыкальных инструментов, организован огромный архив с аудио, видео и нотными записями. Это настоящая библиотека народной певческой культуры.
 
Нет ничего удивительного в том, что позже, уже во время Перестройки, Покровский ездил с гастролями в США, делал записи на студии Питера Гэбриэла – большого ценителя фолк-звука. Он работал и дружил с серьёзными современными композиторами и артистами: с А.Шнитке, Э.Артемьевым, С.Губайдулиной, В.Дашкевичем, В.Мартыновым, А.Батаговым, В.Гаврилиным.
 
В США Дмитрия Покровского приглашали не просто как музыканта, но и как учёного. Он должен был защитить диссертацию и много чего ещё. Но, к сожалению, всего этого не произошло. Дмитрий Покровский рано ушел из жизни. Ему одному из первых в СССР установили искусственный клапан на сердце, с которым люди обычного долго не живут… Он прожил с этой штукой больше 20 лет, но всё равно ушел слишком рано – в 52 года. Но за свою жизнь успел много. Даже в «Крейцеровой сонате» снялся рядом с Янковским и Калягиным.




Уникальный человек был. С уникальным взглядом на жизнь и уникальной смелостью.
 
Рекомендую всем заинтересовавшимся некоторые ссылки:

http://pokrovsky-ensemble.ru – сайт Ансамбля Дмитрия Покровского
http://ru.narod.ru/ans/pokrovsk/pokrovsk.htm – большая статья об ансамбле
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/star/35701/bio/ – биография Покровского
http://kommersant.ru/doc/235617 – некролог Покровского, написанный продюсером фестиваля новой музыки "Альтернатива" Дмитрием Уховым.



  • 1
Спасибо Вам за этот пост. К сожалению, творчество ансамбля Дмитрия Покровского сейчас знакомо только людям старшего поколения, которые ходили на концерты, покупали виниловые пластинки. Они сделали самое главное - спасли вымирающую русскую музыку. Оставили записи, по которым эту великую музыку можно воссоздать. Надо это делать!

Я его впервые услышал с Paul Winter Consort, на пластинке. Для меня звучание Ансамбля Дмитрия Покровского - эталон истинно народного пения.

Спасибо! Тоже слышала записи.

Ох, Сергей! Спасибо Вам, что вспомнили Митю (я не фамильярничаю: мы с ним дружили, еще в 70-е. Хоть он был основательно постарше меня. А в мои АРСЕНАЛЬСКИЕ годы (у А.С.Козлова) даже и работали вместе несколько раз).

Великий был Человек. Светлая ему память.

А всяким шавкам, вроде "Надежды" Бабкиной, которые пытаются что-то там вякать в его адрес - позор несмываемый... И забвение неизбежное.

С большим удовольствием и, что ли, верой слушаю записи и "Ансамбля" и "НЕ ТЕ". А как их слышно в Родне на титрах и в Аленьком цветочке!

  • 1