Знаю о пении почти все! (moskalkov_opera) wrote,
Знаю о пении почти все!
moskalkov_opera

Categories:

Новгород, где звучали гусли!

Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты:
Поиграй же мне в гусельки яровчаты.
Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море.

Новгород – один из самых важных городов для истории Древнерусской культуры. Новгород бы важным центром ремесла и торговли, благодаря чему в нём расцвел невероятный интерес к разнообразным развлечениям. В этом городе жили славные воины, знаменитые корабельщики, искусные мастера, которые помогли возникновению регионального зодчества, предлагавшего невероятные архитектурные формы. В городе процветало уникальное искусство иконописи, развивалась литература и прикладное искусство. Важнейшие шедевры новгородского зодчества и литературы стали частью мировой, а не просто русской, культуры.
Немаловажным фактором, который помог открыть все секреты древнерусской культуры в Новгороде, стал необычный археологический феномен этой местности. Земля там влажная и в ней хорошо сохраняется все древности, сделанные из органических материалов, включая дерево. Именно из древесины на протяжении тысячелетий на Руси делали большую часть различных инструментов и утвари. Не менее важно и то, что древности в Новгороде лежат буквально в своём оригинальном состоянии – они никак не пострадали от современной цивилизации.


С 1932 года А.В. Арциховский основал Новгородскую археологическую экспедицию, которая сыграла важнейшую роль в исследовании истории всей древнерусской культуры. За долгие годы исследователи сумели откопать в Новгороде более нескольких сотен тысяч самых разных находок, отражавших все формы и виды хозяйства, культуры и быта русского средневекового города Х-XV веков. Среди них нашлось огромное количество музыкальных инструментов.
Именно в Новгороде археологами были найдены гусли, сопели, гудки, варганы и пр. В этом посте я расскажу лишь об одно им них – о гуслях, которые пока остаются настоящим музыкальным символом Древней Руси и во многом не известны современному человеку.

Инструментальная музыка в России развивалась вдали от церкви. Церковная православная служба обходилась без них, и состояла в основном из молитвословий и песнопений, которые совершенствовали вокальную форму. Тем не менее, музыкальные инструменты продолжали развиваться и совершенствоваться в светской жизни. На музыкальных инструментах играли любители народной музыки, профессиональные музыканты, певцы-рапсоды, скоморохи. Так называемое «гусленное художество» звучало на княжеских и боярских пирах, крестьянских братчинах, на торжественных церемониях, скоморошьих выступлениях, свадьбах, тризнах (погребальный обряд у древних славян).

Музыкальные инструменты были ярко описаны в былинах. На гуслях и гудках играли богатырь Соловей Будимирович, Садко, Василий Буслаев и прочие герои сказов. Садко, кстати, своими гуслями сумел заворожить морскую стихию, о чём говорится в моём маленьком эпиграфе. В былинах возникали легендарные инструменталисты, отличавшиеся высоким мастерством и огромным репертуаром. Это было не просто песнетворчество, а настоящая музыкальная культура, создававшаяся под влиянием Византии, Западной Европы и Востока.

Первые гусли в Новгороде нашли в 1957 году. До этого, о том, как работали и выглядели эти музыкальные инструменты, мы узнавали только из письменных источников, икон и разных этнографических материалов. Гусляры изображались на миниатюрах, но там инструменты выглядели слишком схематично. А вот на красочных узорных заглавных буквах они смотрелись здорово, хоть там и показывали в основном многострунные шлемовидные гусли, на которых играл царь Давид, поющий псалмы. Ещё гусляров отображали светские художники – ювелиры, рисовавшие музыкантов с крыловидными гуслями на серебряных украшениях.
В этом плане особенно интересен один браслет, найденный в Старорязанском кладе в 1966 году. На нём был изображен гусляр в шапке с опушкой и вышитой подпоясанной рубахе. На коленях у него лежат огромные 80-сентиметровые гусли, на которых он играет правой рукой. Не могу не отметить, насколько в этом плане гусли схожи по своему использованию и структуре с цисяньцинь (также называемый гуцинь) – древнекитайским музыкальным струнным инструментом. На нём играют в частности в художественном фильме «Герой» С Джетом Ли. Они даже внешне с гуслями похожи.
Гусли в светской музыке были ведущим инструментом. Они были популярны и очень распространены. Мне кажется, это были такие себе древнерусские гитары, в современном понимании.

Вообще, слово гусли на всех славянских языках означают струнный инструмент. М. Фасмер (один из основателей изучения этимологии русского языка) был уверен в том, что это слово является частью праславянского языка и непосредственно связано с глаголом гудеть, что значит «играть на музыкальном инструменте».

Гусли различались между собой размерами и количеством струн, но к несчастью, с ними их никогда не находили. Возможно, потому что они были либо жильные, либо сделаны из слишком некачественного металла. Самые древние пятиструнные гусли были обнаружены в 1975 году во дворе жилой усадьбы, принадлежавшей, по мнению археологов, зажиточному новгородскому купцу. К такому выводу они пришли исходя из другой находки – берестяной грамоты, где были перечислены разные должники, обещавшие вернуть хозяину 16 гривень.

Иногда гусли также украшались различными надписями. Например, один советский археолог обнаружил на боку, около открылка гуслей красиво вырезанное слово «Словиша». Словиша – это имя, которое происходит от «славии», что означает «соловей». Вероятно, так звали одного из гусляров Древнего Новгорода.

Конечно же, гусли были распространены не только в Новгороде, но и в Киеве и вообще по всей Руси, о чём говорят хотя бы изображения этих инструментов на разных драгоценностях, которые производили в киевских мастерских в XII веке. Там, кстати, играли на крыловидных гуслях. Оттуда, этот инструмент добрался до Восточной Европы и на север континента.
История на этом, конечно же, не заканчивается и если вам интересно, я ещё с удовольствием могу рассказать о многих других древнерусских музыкальных инструментах.


Если честно, мне кажется, что о Древней Руси и тамошней жизни можно было бы снять очень красивый фильм или даже сериал, но пока не такой подвиг никто не отважился. Это слишком дорого – нужно возиться с декорациями, костюмами и придётся довольствоваться книгами Алексея Иванова. Он, правда, писал не про Новгород, а про Пермь (и уже XV века), но всё равно чтение крайне интересное. Особенно Сердце Пармы. Ну и, не забывайте про Аскольдову Могилу – оперу Верстовского, которую мы ставим в театре «Русская Опера». Там действие разворачивается как раз во времена принятия на Руси христианства в (около 960) и даже главный персонаж Торопка Голован – музыкант, а точнее гудочник. Он играл на гудке – ещё одном забытом российском музыкальном инструменте, о котором я расскажу вам в следующем большом посте.

Tags: Аскольдова могила, История, ОПЕРА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments