?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Романсы как основа музыки Чайковского
яяяя
moskalkov_opera
Романсы занимают в творчестве Чайковского особое место. Это настоящие музыкальные поэмы, которые проникнуты трогательной искренностью и глубокой правдивостью. Они эстетически совершенны, их музыкальный язык лишен искусственности, а разнообразие и оригинальность мелодий могут увлечь даже человека, который не интересуется музыкой вовсе, а о слове романс узнал впервые из песни «Bad Romance».

Пётр Ильич Чайковский

В своих романсах композитор старался охватить самые разные песенные жанры своего времени. В них смешались чистая возвышенная лирика, торжественные гимны, бытовые песенки, народные напевы и вальсы. Чего только не услышит тонкое ухо в его мелодиях.

Вы только вспомните драматическую балладу для голоса «Корольки», ликующий романс «День ли царит» с его ярким симфоническим развитием, могучий величественный гимн Иоанна Дамаскина «Благословляю вас, леса», лирическую миниатюру «Средь белого шумного бала».


Чайковский не стеснялся брать музыкальный материал для своих сочинений из окружающего мира. Он умело перекладывал на свой лад интонации русской и украинской протяжной песни (вспомните, хотя бы «Кабы знала я», работал с итальянской уличной песней (Pimpinella), ярко переосмыслял цыганский романс («Ночи безумные»).

Чайковский писал романсы на протяжении всей своей жизни: и в начале карьеры и на её закате. Песня для композитора стала сказочным живым источником, который питал его симфонии, оперы и балеты. Многие его арии и кантилены были построены на основе романсов.

Действительно музыковеды доказали, что некоторые мотивы, которые раньше звучали в романсах позже обретают второе прочтение в симфонических и оперных произведениях композитора. В качестве подтверждения можно сравнить начальную фразу голоса в романсе «Зачем же ты приснилась мне» с оркестровым вступлением к опере «Евгений Онегин» (об этом величайшем произведении в русской опере я как-нибудь обязательно расскажу отдельно). Ещё пример – романс «Недолго нам гулять». В этом произведении легко угадываются мотивы ариозо Ленского (на словах «Везде, всегда одно мечтанье»).

Схожие аналогии можно отметить в увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта». С нею очень схож романс «Нет! Только тот, кто знал свиданья жажду». Эти два произведенья создавались почти одновременно, и оба объединены схожей любовной тематикой.

Примеров такого проникновения романса в более серьёзные произведения Чайковского можно найти ещё немало. В подавляющем большинстве своём любая область наследия Чайковского испытала на себе мощнейшее влияние песенно-романсовой лирики, благодаря чему симфонизм, инструментальные жанры стали исключительно восприимчивы к нормам вокальной музыки. В романсах прослеживались интонации, которые легли в основу многих великих произведений Чайковского. Самое главное, что эти самые интонации вовсе не повторялись от симфонии к балету и от балета к опере. Вовсе нет. Песен у Чайковского было множество, и они были важны для него не просто своей музыкальной формой, но и смыслом поэтического текста.

Романс в его творчестве постоянно эволюционировал. Композитор сумел провести любовную лирическую песню от кульминации яркого человеческого чувства («Забыть так скоро») к сказочному («Колыбельная»), мифологическому («В темном аде») и филосовско-созерцательному характеру («Погоди!», «Как над горячею золой», «На сон грядущий»).
К несчастью, когда Чайковский работал над крупными формами в течение 1876-1877 годов он не нашел места для создания романсов. И только весной 1878 снова вернулся к этому жанру и подарил миру «Серенаду Дон-Жуана», «Флорентийскую песню» и пр.

Сегодня песенная традиция в музыке кажется потерянной и речь тут не только о музыке классической, а о музыке вообще. Мелодика, яркость образов и истинная народная природа песни более не «пронзает сердца» в современных творения наших композиторов-соотечественников, которые, кажется, даже не знают о существовании такого гения как П.И. Чайковский.


***

Закончить же хочется на романсе М.С. Горбачёва «Старые письма», который он так и не допел (http://www.aif.ru/culture/article/27547) на презентации альбома «Песни для Раисы» в 2009 году. Наверное, такие чувства и должен вызывать настоящий романс.




  • 1
спасибо огромное за пост! :)
очень люблю Чайковского. собираюсь как раз разучить День ли царит :)
отдельное спасибо за прекрасный романс «Кабы знала я» в исполнении чудеснейшей Динары, я её тоже очень люблю!!! :)

Интересно и странно, что у Чайковского нет романсов на слова Пушкина, кроме «Соловья».

При том, что две его ключевые оперы, наоборот, по Пушкину. Хотя тоже не совсем. «Онегин» и «Пиковая» — конечно, далеко не «экранизации» пушкинских произведений.


P.S. Кстати, Сергей, если с «Аскольдовой могилой» у «Русской оперы» всё пройдет, будем надеяться, удачно, то в качестве следующего шага в том же направлении не замахнуться ли вам действительно на Петра нашего Ильича и поставить его менее известную, но замечательную оперу «Чародейка»? :)

Спасибо!
Люблю романсы. Замечательно, что Вы выложили такие образцы исполнения.
Вспоминаю, в 90-годы в ЦДРИ выступал коллектив "Салон-романс" под руководством Натальи Павловны Гавриловой.
Участвовали как известные уже певцы, в т.ч. из Большого, так и начинающие исполнители. Был замечательный женский дуэт. Пела прекрасная Елена Стрижевская, певица и кинорежиссер. К сожалению, в наши дни коллектив распался.
Они часто выступали на собраниях Лермонтовского общества, одним из руководителей которого после И.Л. Андронникова стал профессор Игорь Васильевич Воронцов, потомок М.Ю.Лермонтова.

Вот ксати никогда не понимала романсов(((

Сергей, если будет какой-нибудь текст про постановку Аскольдовой могилы с удовольстивем поставим на РО

(Удалённый комментарий)

Re: Спасибо! нашла "Колыбельную" !

А что курим?)

Последнее видео очень впечатлило - до слёз. Так сильно и красиво. К своему стыду раньше не слышал. Спасибо.

Насчёт романсов... как то не привык я к ним. Не затягивает.
Вот есть у Чайковского такой прекрасный романс "Нет, только тот, кто знал"
В инструментальном виде просто одна из любимых вещей:
http://www.youtube.com/watch?v=7PtIHBCuR-Q

а с вокалом не так затягивает, хотя конечно тоже красиво:
http://www.youtube.com/watch?v=j4lGEru_x9M

Придётся Вас приглашать на свои концерты.)

  • 1