Знаю о пении почти все! (moskalkov_opera) wrote,
Знаю о пении почти все!
moskalkov_opera

Category:

Романсы как основа музыки Чайковского

Романсы занимают в творчестве Чайковского особое место. Это настоящие музыкальные поэмы, которые проникнуты трогательной искренностью и глубокой правдивостью. Они эстетически совершенны, их музыкальный язык лишен искусственности, а разнообразие и оригинальность мелодий могут увлечь даже человека, который не интересуется музыкой вовсе, а о слове романс узнал впервые из песни «Bad Romance».

Пётр Ильич Чайковский

В своих романсах композитор старался охватить самые разные песенные жанры своего времени. В них смешались чистая возвышенная лирика, торжественные гимны, бытовые песенки, народные напевы и вальсы. Чего только не услышит тонкое ухо в его мелодиях.

Вы только вспомните драматическую балладу для голоса «Корольки», ликующий романс «День ли царит» с его ярким симфоническим развитием, могучий величественный гимн Иоанна Дамаскина «Благословляю вас, леса», лирическую миниатюру «Средь белого шумного бала».


Чайковский не стеснялся брать музыкальный материал для своих сочинений из окружающего мира. Он умело перекладывал на свой лад интонации русской и украинской протяжной песни (вспомните, хотя бы «Кабы знала я», работал с итальянской уличной песней (Pimpinella), ярко переосмыслял цыганский романс («Ночи безумные»).

Чайковский писал романсы на протяжении всей своей жизни: и в начале карьеры и на её закате. Песня для композитора стала сказочным живым источником, который питал его симфонии, оперы и балеты. Многие его арии и кантилены были построены на основе романсов.

Действительно музыковеды доказали, что некоторые мотивы, которые раньше звучали в романсах позже обретают второе прочтение в симфонических и оперных произведениях композитора. В качестве подтверждения можно сравнить начальную фразу голоса в романсе «Зачем же ты приснилась мне» с оркестровым вступлением к опере «Евгений Онегин» (об этом величайшем произведении в русской опере я как-нибудь обязательно расскажу отдельно). Ещё пример – романс «Недолго нам гулять». В этом произведении легко угадываются мотивы ариозо Ленского (на словах «Везде, всегда одно мечтанье»).

Схожие аналогии можно отметить в увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта». С нею очень схож романс «Нет! Только тот, кто знал свиданья жажду». Эти два произведенья создавались почти одновременно, и оба объединены схожей любовной тематикой.

Примеров такого проникновения романса в более серьёзные произведения Чайковского можно найти ещё немало. В подавляющем большинстве своём любая область наследия Чайковского испытала на себе мощнейшее влияние песенно-романсовой лирики, благодаря чему симфонизм, инструментальные жанры стали исключительно восприимчивы к нормам вокальной музыки. В романсах прослеживались интонации, которые легли в основу многих великих произведений Чайковского. Самое главное, что эти самые интонации вовсе не повторялись от симфонии к балету и от балета к опере. Вовсе нет. Песен у Чайковского было множество, и они были важны для него не просто своей музыкальной формой, но и смыслом поэтического текста.

Романс в его творчестве постоянно эволюционировал. Композитор сумел провести любовную лирическую песню от кульминации яркого человеческого чувства («Забыть так скоро») к сказочному («Колыбельная»), мифологическому («В темном аде») и филосовско-созерцательному характеру («Погоди!», «Как над горячею золой», «На сон грядущий»).
К несчастью, когда Чайковский работал над крупными формами в течение 1876-1877 годов он не нашел места для создания романсов. И только весной 1878 снова вернулся к этому жанру и подарил миру «Серенаду Дон-Жуана», «Флорентийскую песню» и пр.

Сегодня песенная традиция в музыке кажется потерянной и речь тут не только о музыке классической, а о музыке вообще. Мелодика, яркость образов и истинная народная природа песни более не «пронзает сердца» в современных творения наших композиторов-соотечественников, которые, кажется, даже не знают о существовании такого гения как П.И. Чайковский.


***

Закончить же хочется на романсе М.С. Горбачёва «Старые письма», который он так и не допел (http://www.aif.ru/culture/article/27547) на презентации альбома «Песни для Раисы» в 2009 году. Наверное, такие чувства и должен вызывать настоящий романс.


Tags: Музыка, Романс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments