?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
"Война и мир" в театре Станиславского
яяяя
moskalkov_opera
«Война и мир» – это третья опера Сергей Сергеевич Прокофьева, в основу которой положен роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого. Отмечу, что сначала мир увидел концертное исполнение этого произведения в 1944, а лишь потом в 1946 состоялась премьера на сцене. В стране бушевала самая настоящая война, и дела до опер не было.

Вместить огромный роман Толстого в рамки одного оперного произведения было очень непросто. Тем интереснее, что над либретто к опере Прокофьев работал сам, вместе с женой М. Мендельсон-Прокофьевой. Работа была проделана просто колоссальная, что и говорить. Все отмечают, что Прокофьеву удалось создать настоящий шедевр.



Как вы все знаете, в этой опере с самого начала взаимодействуют две основные темы. Одна рассказывает об обществе перед нашествием Наполеона, а другая посвящена предмету гораздо более тонкому и лиричному – любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского.

Все знают знаменитый лирический вальс первого бала Наташи, в котором прекрасно показано трогательное отношение девушки к своему любимому, её смятение. Параллельно с этим звучит рассказ о представителях поместного дворянства, которые готовы проявить свою верность долгу и честность перед лицом надвигающейся катастрофы. Этот вальс потом появляется в опере несколько раз в различных вариациях, возвращая нас к судьбоносным событиям.

А вот на балу у Элен Безуховой звучит уже совсем другой вальс, который рисует совсем другие чувства, раскрывает Курагина и Долохову, лишенных настоящих чувств к родине.

Музыка в этой опере раскрывает тему патриотизма, народа, объединившегося для борьбы с общим врагом. Вспомните хотя бы сцену смотра Кутузовым русской армии. Очень мажорная, динамическая мелодия передаёт желанную победу над французами. Но это все, конечно, не так привлекает, как образ Наташи, который в оперекак нельзя более близок к оригинальному образу, придуманному Толстым.

Многие утверждают, что в этой опере Прокофьев выступает прямым наследником Глинки, Мусоргского, Чайковского и других великих русских композиторов. Это действительно уникальное патриотическое произведение, написанное в очень сложное для страны время, ставшее настоящим шедевром мировой культуры.

В 2012 году мы празднуем 200-летия Отечественной войны 1812 года и ничуть не удивительно, что режиссеры обратили внимание на легендарное произведение русского композитора.


28 марта 2012 года в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится премьера новой постановки величайшей оперы XX века – музыкальной эпопеи Сергея Прокофьева «Война и мир». Именно на этой сцене в 1957 году состоялась московская премьера произведения. Тогда постановкой руководил выдающийся российский дирижер Самуил Самосуд – один из главных пропагандистов оперы ХХ века.


Новая постановка была сделана совместными усилиями дирижера театра Феликса Коробова, руководителя оперной труппы Александра Тителя, а также главного художника Владимира Арефьева. С последним не так давно было записано большое интервью, проиллюстрированное кучей фотографий рабочего процесса. Кому интересно, как делается опера, обязательно посмотрите.

В интервью Арефьев говорит по поводу новой постановки следующее:

«Достоверность бывает разная. Для меня достоверность заключается, прежде всего, в достоверности ощущений и ожиданий, которые появляются, когда мы читаем роман Толстого или слушаем музыку Прокофьева. И у каждого эти ощущения и ожидания свои. Абсолютной подлинности, если иметь в виду историческую аутентичность, сегодня добиться невозможно — это я знаю наверняка. Во многом потому, что люди другие. Все дело в нюансах: например, ожидать, что все участники нашего проекта могут так же легко и непринужденно носить одежду времени так, как ее носили в начале XIX века, было бы слишком наивно. Или ткани. Наверное, возможно создать в точности такую ткань, какой она была в те далекие времена, но это дело хлопотное, затратное. Да и нужно ли?

Мы отдаем себе отчет в том, что сегодня к нам может прийти зритель любого уровня подготовленности, и мы рады всем. Театр — помимо того, что это площадка, где реализуются художественные проекты и амбиции, — это еще и публичный объект гуманитарных знаний. Гуманитарной помощи, если хотите. И театр должен делиться своими знаниями с теми, кто этими знаниями не обладает».

А вот что по поводу образа Наташи говорит тёзка литературной героини и исполнительница её роли Наталья Петрожицкая:

«Когда взяла партию, подумала: «Боже, ну что ты за дурочка такая, Наташа – тут есть один, здесь другой, куда тебя несет?». А потом я ее поняла, ей это было нужно и все интересно. Когда в шестой картине, она просит Пьера, чтобы он передал Болконскому, чтобы он простил ее я честно плачу. Мне так стыдно в этот момент. Мама дорогая, что же я натворила».



Нам обещают фантастическое зрелище, с шикарными костюмами, отличным оформлением и потрясающими голосами. Не уверен, что попаду на премьеру, но буду очень рад услышать отзывы тех, кто побывал. В любом случае, постановки таких колоссальных произведений пропускать не рекомендуется.

Метки: ,


  • 1
Ох, хоть бы не подпустили чего...
Вот сам Л.Н. как бы в шутку называл "Илиадой" свою эпопею. А как за музыку в таком разе браться, да ещё с действом - это вообще выше моего скудоумия. Есть ли опера, например, "Илиада"?

Вчера была на премьере. Сцены войны грандиозны. Мизансцена первого бала Наташи спорна, но в целом очень понравилось.

  • 1