?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Оказывается эстрадное пение это новое слово в искусстве
яяяя
moskalkov_opera
Здравствуйте, дорогие блогоприятели!

Сегодня один молодой человек оставил у меня в блоге ( в разных постах ) ряд интересных комментариев, суть которых в претензиях к оперному вокалу.
Я попросил его повторить свои вопросы в новом посте, чтобы облегчить дискуссию и заодно пригласить вас!)
Итак...

Метки: ,

  • 1
Ура! Сергей! Приветствую!

Спасибо! Приветствую и я Вас и приглашаю прочесть комментарий моего оппонента!

Оперный вокал появился, когда потребовалось озвучивать большие театры живьём. В первую очередь, он разрабатывался с упором на громкость, остальное основатели оперной школы были вынуждены делать по остаточному принципу. В результате ради громкости приходилось мириться с рядом систематических недостатков.

1. Разборчивость текста. Тут два момента
1.1. Разгоном резонаторов можно сделать громче только гласные и вокализованные согласные. А невокализованные согласные сильно громче не сделаешь *
1.2. Для оперного вокала характерна маскировка гласных, чтобы голос звучал однообразно, узкие гласные приближаются по технике извлечения к широким
2. Внешний вид певца. Тут тоже есть два момента
2.1. Многие оперные певцы имели лишний вес. Герой-любовник с пузом - это несколько нелепо. При этом в среде оперных вокалистов бытует байка, что голосу нужен фундамент. Полагаю, что правда тут в том, что толстому легче удерживать правильное дыхание.
2.2. Мимика оперных певцов крайне натужная и неестественная (правда, про всех оперных певцов я такого сказать не могу). Да и не особо её видно в театре, там же не показывают певцов крупным планом.
3. Оперное пение очень отличается от звучания естественного голоса, и при этом достаточно характерно звучит. Показательно, что даже Паваротти писал, что когда тенор берёт высокую ноту, звук получается неестественный, как крик животного, поэтому публика получает удовольствие от приобщения к первобытной дикости (за точность цитаты не ручаюсь, но логика у него была именно такая).

Эта искусственность была вполне в эстетике эпохи Барокко, на заре которой зародилась опера. Но в эпоху романтизма назрел откровенный кризис. Под конец этой эпохи стали появляться всевозможные пародии ("Вампука"), в которых высмеивалась нелепость того, к чему пришло оперное искусство. И аккурат в год написания последней великой классической оперы "Турандот" (точнее, скоропостижной кончины её автора) появилось революционное изобретение, которое позволяло пересмотреть взгляды на вокальное искусство: динамический микрофон. Чтобы озвучить большой зал и заработать достаточно денег со вмещаемого этим залом количества человек, уже не обязательно петь громко, громкость за певца обеспечит микрофон. Стало возможно абстрагироваться от громкости и акцентировать внимание именно на художественных задачах.

Это сработало: большая часть современной вокальной музыки написана для певцов, поющих в микрофон. Вы и сами приводите наглядную статистику, что на сайте репетиторов наиболее востребованным является именно эстрадный вокал. Ещё интересное исследование, которое можно было бы провести - это статистика (например, по лайкам) востребованности классической вокальной и инструментальной музыки. Моя гипотеза состоит в том, что в большинстве своём оперный вокал не любят даже любители классики, даже они предпочитают инструментальную музыку. Правда, нельзя сказать, что опера вообще не востребована, по крайней мере в питерских оперных театрах на тех спектаклях, на которых я был, обычно аншлаг.

Лично у меня есть и другие претензии к оперному вокалу: это злоупотребление вибрато и заглублённый, слишком "солидный" звук, который получается из-за низкой гортани. Насколько я понимаю, низкая гортань - это тоже проблема конкретных школ, далеко не всегда оперных певцов учат её специально опускать. Например, в оперном пении англичан этого явно нет.

Понятно, что не стоит сравнивать с великими оперными певцами уровня Каллас и Паваротти попсовый ширпотреб типа Бритни Спирс. Об эстрадном вокале надо судить по лучшим представителям, которые ушли от академичной манеры и смогли решить художественные задачи, которые она решать не позволяет - такие как, например, Люси Рид или Бэт Гиббонс.

Главная Ваша ошибка в оценке значения микрофона. Грубо говоря, Вы ставите фотографов выше художников.

Отвечу только на один ,глобальный аргумент Олега. Микрофон и техника звукозаписи совершили революцию в музыке, в том числе и в вокальной. оперные певцы еще только привыкают к новым возможностям, предоставленным им техническим прогрессом. Упомяну только два очевидных новшества. Первое - возможность донести до зрителей и слушателей тончайшие оттенки речи и пения, в полном динамическом диапазоне, вплоть до шепота. И второе - возможность ставить грандиозные постановки с живым звуком на пленере, в открытых пространствах. По личному опыту могу вас уверить - художественное впечатление от Аиды или Травиаты в Мецаде, над Мертвым морем, нисколько не уступают выступлениям в римском амфитеатре в Кейсарии ДДТ или Аэросмит ))

Ну вот это Вы как раз приводите положительный пример, как надо. В этой ситуации оперный вокал становится лишь частью стиля, в котором писали классики, а не вынужденной мерой докричаться до слушателей.

"Травиату" активно не люблю, а вот "Аида" хороша. Но вообще я предпочитаю Вагнера и Пёрселла. Вообще говоря, претензии к вокалу ещё не означают претензий к самой музыке, подробнее я писал об этом в моём посте "Оперный парадокс" http://olegvarukhin.livejournal.com/1125.html

С точки зрения дилетанта...
Обсуждать искусственность оперного вокала бессмысленно.
Опера, как спорт. Никто же не ожидает, что в жизни кто-то будет с шестом запрыгивать на свой этаж, или ускоряться за автобусом. Цель обоих действ - удовольствие для зрителей.
Налицо различные подходы. Один - правильная артикуляция буквы "к" при пении. Второй, как у Паваротти - довести публику до оргазма.
Имха,типа.

Марк Рейзен. Ария Гремина. 90 лет певцу. Без микрофона. Без всякой "низкой гортани". Классицизм. Никакой барочности. Никакого "вибрато".


Ну, в 90 лет так противно петь более чем простительно, конечно. Но слушать это сомнительное удовольствие. А если он всегда так пел, то это как раз наглядный пример того, как не надо.

Edited at 2017-03-07 21:27 (UTC)

Нет ничего плохого в низкой гортани.


Кстати, да. Низкая гортань как раз характерна для любителей петь в микрофон. Например, современные "металлические" музыканты намеренно используют низкую гортань для эффектности, вплоть до злоупотребления - до характерного "булькания". Пример





Олег, у меня к вам 2 вопроса:
- вы профессиональный музыкант?
- оперные спектакли посещаете или слушаете в записи?

Олег не видит Ваш вопрос! Надо ответить на его комментарий а не на запись!

Весьма познавательная дискуссия. Только автор в силу своей молодости и юношеского максимализма смешивает свои внутренние пристрастия с развитием музыки как таковым. Особенно заставило улыбнуться утверждение об "умирании оперного вокала". Видимо, молодой человек очень много слушает музыки в записи, и очень мало - вживую. Как раз тут нужно вести диалог о пользе и вреде аудиозаписи оперы, о чем я довольно часто говорю. Никакая запись никогда не заменит живого выступления, и публика всегда будет с восторгом слушать ХОРОШЕГО оперного певца. Я недаром выделил слово 'хорошего' - как раз засилье преподавания вокала различными псевдо-профессионалами, сводящих все к нацеленности как раз на микрофонное звучание, и приводит к отсутствию нормального развития вокальной школы как таковой. Отсюда - проблема воспитания молодого поколения хороших оперных артистов.

При этом не нужно путать эстраду и оперу - это совершенно два разных музыкальных течения, которые прекрасно сосуществуют на параллельных курсах. Например, на западе в любом оперном театре - аншлаги, и при этом огромное количество молодёжи в зале! Это прежде всего - вопрос культурного воспитания в обществе, и вкус к классической музыке нужно прививать с самого детства. Я восхищаюсь, когда в европейском зале сидит огромное количество семей с детьми разных возрастов - и это норма для них.

Разница очевидна - живой спектакль с отличными артистами никогда не заменит никакая запись, даже самая крутая и рафинированная. А уж тем более, смешивать эстрадный вокал с оперным - это, простите, как есть молоко с солеными огурцами. Явно несовместимые продукты. Хотя по отдельности прекрасно и то, и другое)


Ты необъективен, Дима!))) Ты сам хороший певец!)))

Опера - высшая ли форма пения??

Ага, интересная тема.

Список моих претензий к академической школе пения не будет
включать попсовые имена как идеал для подражания - я к
опере (например) отношусь очень хорошо и слушать оперные
исполнения люблю.

Однако техника пения - замечательная тема, и она никогда
не обсуждается вне МИФОВ созданных традицией, и к реальности
отношения имеющих мало.

ИТАК ГЛАВНЫЙ ТЕЗИС - опера не "высшее вокальное искусство",
а "техника оптимизированная для максимального собирания
денег в ДОмикрофонную эпоху."


Чем больший зал покроешь голосом - тем больше будет сбор,
и как следствие, опера потребовала:

-1- многие годы вокальных тренировок чтобы выработать некую
"звонкость" ( = "певческую форманту"), которая будет
"прорезать оркестр" (т.е. в спектре оркестра здесь нет
максимума, голос будет "торчать" над оркестром)

СЕГОДНЯ - "формирующие микрофоны" задирают высокие частоты
для "прорезания микса" без многих лет тренировок. Это, конечно,
отвратительно, но это та же самая идея.

-2- Оперное пение предписывает блеять ПОСТОЯННО, ибо - певцам
вталкивается в голову - "пение без вибрато не является
профессиональным".
Рациональная часть проста - на фоне более ровного звучания
оркестра блеющий голос различим, прямой - нет.

Все сотни лет наши предки, в домикрофонное время, слушали
вокал в отвратительном звучании - издалека, из зала (если
не заплатил много денег за лучшие места), плохоразличимо.
Отличный пример дает Ю-Тьюб канал одного из комментаторов
выше - большинство записей сцены там сделаны из зала,
и можно понять как отвратительно звучат певцы издалека.
Постоянно заглушает оркестр, слов не различить и т.д.

Там блеяние действительно помогает создать впечатление что
вы что-то там еще слушаете

-3- Оперное пение, для покрытия залов в несколько тысяч,
обязано быть ором на пределе, на уровне громкости реактивного
двигателя.
КАК СЛЕДСТВИЕ опера сужает возможности голоса - до 2х октав
канонических диапазонов. Полный человеческий голос со всеми
тремя основными певческими регистрами (голова, грудь, октава)
для далеко не-гения рутинно покрывает 4 октавы. Методы и
манеры пения там возможные оперой (и шире "академической
традицией", основанной на "итальянском пении") выкинутые
на свалку весьма многочисленны.

-4- Следствие предыдущего (ор на пределе, 2 октавы суженного
диапазона) -- ОТСУТСТВИЕ в академе реальных басов и презрение
к низкому пению.

Ради отличия от оркесстра, опера запрещает петь ниже соль большой
(и исключения, знаменитые единичные "ре" и даже (!!) "до")
поются где-то там в паузах между аккордами сопровождения.

Как следствие, "тенор" с "басом" ПЕРЕКРЫВАЮТСЯ ПРОЦЕНТОВ НА 80 (!!)
И вместо низких голосов и высоких голосов в академе процветают
почти одни и те же голоса - но тренированные петь позвончее
или как из бочки.

Т.е. отличие в высоте пропеваемого ЗАМЕНЕНО на различную
МАНЕРУ пропевания на 80% тех же самых нот.
// Отюда кстати и байка из культа личности Карузо - как он
"пел басовую арию" когда бас заболел - запись можно найти
на Ю-Тьюбе. Это чрезвычайно убогое музыкальное произведение,
монотонное на 2-3 нотах в основном, не имеющее к "басу"
ни малейшего отношения - в центре общего диапазона всех
певцов//

-5- Необходимость орать привела к уничтожению красивого
пения наверху у мужского голоса. Еще бывшие в раннее
время фальцетники (Сергей Лемешев, например) сегодня
бы не получили своих мест в театрах, ибо их мягкая
манеера петь наверху сегодня ПРЕЗИРАЕТСЯ - доминирует
абсолютно манера петь давлением, ибо "фальцет звучит
как женский голос" (я понятно говорю о полностью опертом
и громком фальцете - такое пение зашкаливает микрофоны),
а потому надо так передавить, чтобы "все звучало как один
грудной голос".
Типичный представитель - Паваротти, но обезьян-ревунов
сегодня подавляющее большинство среди теноров, это
единый, единственный, доминирующий стандарт обучения.


----ПОДЫТОЖИМ-----
Да, итальянцы научили (исторически) петь чисто и сильно.
Но "опера" - порождение "жадности", и как следствие
оно убило все возможности пения, весьма широкие, которые
не обеспечивали бы сбор максимума денег с залов.

ВОТ В ЧЕМ МОИ ПРЕТЕНЗИИ К ОПЕРЕ И АКАДЕМИЧЕСКОМУ
ОБУЧЕНИЮ ВОКАЛУ.

Re: Опера - высшая ли форма пения??

Если вашу «теорию жадности» считать верной (в чём я сильно сомневаюсь), то по крайней мере у оперных певцов жадность честная — оперный певец собственной работой покрывает голосом зал и имеет полное право собирания денег с этого зала. Тем более и Шаляпин говорил, что даром только птички поют. А у певеца с микрофоном жадность уже не честная, не говоря уже про фонограмщиков.

Что же касается певческой форманты, то форманта — это не сила голоса, а энергия, энергетика голоса. Сила голоса и энергетика голоса — разные понятия. Энергетика голоса может быть и пиано, а не только форте. Микрофон может усилить голос, но вот стать источником энергетики для певца микрофон не может. Мало того, микрофон своим усилительным трактом эту форманту может и обрезать.

(Удалённый комментарий)
Судя по "теориям", чего только люди не выдумывают, лишь бы не смотреть мастер класс великого Филиппыча.

  • 1