Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Станиславский

Иерархия

 Часто в дискуссиях  меня упрекают в том, что я начинаю сравнивать казалось бы несравнимые вещи.

Несравнимыми вещами почему-то считаются, например, артисты или певцы разных жанров. Сразу встаёт вопрос о сравнении между собой жанров. Да что там, видов искусства!

Да, наверное нельзя сказать, что живопись лучше музыки. Хотя, если взять за основу развитие определённых челвеческих качеств, можно будет говорить, что лучше. И  разве нельзя сравнивать эти виды искусства с точки зрения воздействия на людей?

Очевидно, что живопись более наглядный, более приземлённый что-ли вид творчества. Почему, например, у голландцев такой расцвет именно живописи и почти полное (относительно конечно)  отсутствие музыки?

Почему нельзя сравнивать между собой жанры? Откуда тогда появились такие понятия как "низкий жанр", "высокий жанр"?

Отказ от сравнения  между собой разных вещей и явлений, на мой взгляд, опасная штука. По большому счёту, это отказ от ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ.
Наглядный пример - мы очень часто не даём морально-нравственную оценку тому или иному поступку человека, а просто говорим - он не такой, он другой.
Какой другой?! Самобытный. Какой самобытный? Не знаю. Не знаешь, так молчи - говорила Королева в Алисе.)

До всего можно докопаться. Всё можно сравнивать. И нужно!

А из-за того, что мы не любим думать и сравнивать, наша иерархия сегодня выглядит так:

1. Чиновник

2. Финансист

3. Поп-исполнитель

4.........................

150. Крестьянин.

А должна бы выглядеть вот так:

1. Господь Бог

2. Царь

3. Крестьянин

4. Священник

5. Учитель

6. Врач

7....................

150. Поп-исполнитель

Риголетто

Ода опере

Вчера получил в личку. 

 "Хочу в оперу. Хочу. 
Сентябрь, сезон открылся. Понимаю все, что не тянут, что режиссер дебил, что плеваться буду. ХОЧУ. В нашу, родную, белорусскую. 
Пусть оркестр петухов пускает, пусть солисты расходяться с оркестром, пусть солисты распеваются к концу спектакля, а не за кулисами перед ним, пусть передо мной сядет дама не в меру надушившиеся дешовыми духами, пусть дебилы за 5 минут до окончания акта щемятся в буфет, пусть это после ремонта вообще не тот театр, в который меня первый раз привела мама. 
 
 Я все равно туда хочу и пойду. 
Я такой старый, что мне все равно. Я помню как это было. Я, женившись на балерине, знаю его изнутри. Я помню всех прим, которым (заслуженно) давали народных СССР, а не БССР... Я помню советских женщин в куцых пальто, которые булавками под них дома подкалывали платья в пол и переобувались из сапогов в изящные туфли перед тем, как войти в зал. Потому, что это оперный театр, как же иначе? Я помню Татьяну Коломийцеву и ее Фауста. Я помню как выгнали Проваторова, который пытался хоть в концертном исполнении возродить Сказки Гофмана в Филармонии. Я помню весь этот ужас убийства оперы в отдельно взятой стране. Я помню все. И не прощу, но - 

 Да, он измельчал. Но так хочется живой музыки и чувства сопричастности - ты сидишь в зале и знаешь, что это не фанера, это поют для тебя живьем. И оркестр тоже для тебя... 
 Соскучился за лето по живой музыке."

Автор текста 
mazowiecki

п.с. Тем временем, поиск по картинкам в Яндексе стал каким-то гугловским. Фу!



яяяя

Банщик

Уффф! Думаю, после некоторых моих последних постов меня можно смело назвать банщиком, от слова бан.)

Кстати, когда искал иллюстрацию для этого поста, нарвался на эту картину. А у нас уже миф сложился, что в Европе в средние века не мылись.)


Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.



яяяя

Что такое свобода творчества?

-Василий Иванович, а что такое инсталляция?
-Ну, Петька, понимаешь? Это, когда открываешь ты дверь, а у тебя на пороге насрано. Вот это инсталляция.
-А что такое перформанс? А это, Петька, когда открываешь ты дверь, а у тебя на пороге срут.

Вот так русский народ метко характеризует некоторые течения в современном искусстве, само понятие которого некоторые деятели от культуры почему-то пытаются полностью присвоить. Т.е., если ты сегодня пишешь вот такие портреты, ты не современный художник, а если пляшешь в храмах, то современный, да ещё и выдающийся художник.

Между тем, само словосочетание свобода творчества, как оказалось, появилось в широком обиходе, и особенно в законодательстве, совсем недавно. Моцарт то с Бахом и не знали.)
И используется это словосочетание, на мой взгляд, как правило для оправдания чего-угодно только не художественного творчества.
А что вообще это такое - свобода творчества? Что за зверь такой? Хочется разобраться!

В словарях мне так и не удалось найти понятное определение. Вот, например, "Энцеклопедический словарь экономики и права" даёт такую формулировку - 
- в конституционном праве - одно из основных культурных прав человека, разновидность свободы выражения. Стала закрепляться в конституциях сравнительно недавно. Охватывает свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, а тж. свободу преподавания (т.н. академическая свобода). В РФ С.т. гарантируется п. 1 ст. 44 Конституции РФ 1993 г.

А в других словарях, кроме Википедии, я вообще ничего об этом не нашёл. В общем, жду от вас, дорогие блогоприятели, внятного объяснения. Сам пока чётко сформулировать не могу. Единственно, могу сказать, что если понимать под творчеством только создание чего-то нового, то, тогда, дейсвительно, свобода творчества должна быть неограниченной.
Но, если оговаривать, КАК создаётся это новое, то, возможно, ограничения появятся сами собой.

Последнее же время, на мой взгляд, очень часто творческие проявления стали носить декларативный характер. Т.е., я что-то такое создаю, и я сам объявляю это произведением искусства. Согласитесь, что это очень удобно для тех, кто не хочет добиваться творческих результатов годами упорного труда.
Ну, зачем поступать в музыкальную школу, потом в училище, потом в консерваторию, а потом до старости лет совершенствоваться, когда можно написать на плакате, что все профессора консерватории продажные бездарности, залезть на памятник Чайковскому, лучше в голом виде, и проорать оттуда пару матерных частушек?!
Потом, когда тебя заберёт полиция, во всеуслышание заявлять, что это было художественное высказывание, что это творческий акт невероятной важности, что тупые и бездуховные власти ограничивают твою свободу самовыражения.

Так вот теперь о действительном ограничении свободы самовыражения, которое на самом деле существует в России и мире. И существует оно для представителей самого что ни на есть классического искусства. И диктует эти ограничения рынок, который формируется под влиянием самых низменных человеческих похотей.
Приведу конкретный пример. Прошедшей зимой я со своими коллегами обратился на один тв-канал с проектом, посвящённым песням союзников СССР во Второй мировой войне. Долго обсуждали, нашли много интересных решений. Но, закончилось всё тем, что в программу нужны будут медийные лица. Найдёте - будет. Не найдёте - не будет!
Вот и всё! Всегда хочется спросить телевизионщиков - а кто, как не вы, делает лица медийными?
Т.е., замкнутый круг, чтобы стать медийным надо "торчать в ящике", а чтобы "торчать в ящике" надо быть медийным.)
В результате у огромного числа талантливейших музыкантов, художников, артистов, литераторов и других деятелей культуры ОГРАНИЧЕНА СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА!

А вот те, кто 30-40 лет назад были официальным искусством. Сравните их с нынешним!)




яяяя

Художники Вернисажа на Крымской набережной просят помощь

"Не будем сейчас о культурно-художественном моменте..." Ну, если так, то поддерживаю и прошу всех блогоприятелей поддержать!

Оригинал взят у nashenasledie в Художники Вернисажа на Крымской набережной просят помощь
от a_25


В удивительной стране живём! Где не надо – во всю копируем Европу и другое заграничье…
А вот когда надо взять положительный пример (парижский, скажем) – нам слабо!!!

Многие из вас, наверное, знают о существовании такого замечательного, уникального уголка в нашей столице, как вернисаж на Крымской набережной. Термин, конечно, не совсем подходящий, но так уж повелось… Сначала в Измайлово, потом на Арбате… А теперь вот здесь, на набережной – эту мекку московских художников называют вернисажем…
Место – на самом деле, уникальное. С одной стороны, оно является одной из московских достопримечательностей (практически, как Монмартр в Париже), а, во- вторых, это то место, которое «кормит» несколько сот, даже тысяч, художников и членов их семей. Ведь сегодня практически ни в одной организации нет такой должности – «художник», которая когда-то обеспечивала хотя бы какой-то минимум заработка представителям этой профессии. Поэтому сегодня вернисаж – это единственное место работы многих людей.
И вот стало известно, что вернисаж собираются разогнать!
Не будем сейчас о культурно-художественном моменте...
Но ведь тогда работы фактически лишатся все эти люди, которые зарабатывают на жизнь только своим творчеством!
Не знаю, как вам, но меня это очень задело! Я уже договорилась о встрече с одним из художников, лидеров профессионального творческого союза художников Е. Солдатовым. Как только будут подробности, я вам обязательно расскажу.
А сейчас у меня просьба: перепостите, пожалуйста, это обращение художников Мэру Москвы!

Мне кажется, что это именно тот случай, когда надо донести эту информацию до возможно большего числа людей!

* * * 
Collapse )

яяяя

Неужели не интересно?!

Прошу благодарить olia_ialo
постоянного автора politota_net здесь!

"Дорогие  сообщники, имя Саврасова мне очень дорого еще и потому, что выпало  (почти лотерейно, но  промыслительно) быть автором той книги, что сегодня у нас на сайте в разделе "Книга дня".

Саврасов известен главным образом как автор картины Грачи прилетели (1871), положившей начало во второй половине XIX века лирическому пейзажу с его характерными чертами: изображение провинциальной России, интерес к «уголкам» природы, вид которых непременно рождает воспоминание о чем-то похожем, виденном в реальной природе и милом сердцу. Этой лирической линии русского пейзажа суждена была долгая жизнь. Высшей точкой здесь общепризнанно является творчество Левитана, затем идут пейзажи Константина Коровина и далее — мастеров Союза русских художников. На Саврасова тем самым падает обратный отсвет, позволяя осознать и оценить его роль в обогащении пейзажной драматургии. После кончины Саврасова Левитан писал: «Саврасов… старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле…» Левитаном сказано самое главное: Саврасов действительно создал русский пейзаж, и, не будь его Грачей, пути русской живописи, быть может, были бы совершенно иными. «В 1871 году, — писал Александр Бенуа, — картина Саврасова была прелестной новинкой, целым откровением, настолько неожиданным, странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя… Зато в конце 80-х годов, когда лучшие силы в русском искусстве взялись за пейзаж, когда вся дорога в техническом отношении — и в смысле красок, и в смысле живописи и света — была пройдена, когда все, что требовалось для свободного и непринужденного творчества, было найдено, тогда картина Саврасова послужила путеводной звездой не одному из художников».
На Первой передвижной выставке (Саврасов был одним из учредителей Товарищества), где большинство пейзажей представляли собой традиционные природные или архитектурные виды, картина «Грачи прилетели» стала «гвоздем», не только возвысив значение пейзажа в целом, но и обозначив в русской живописи поворот от социальной проблематики к идее чистой художественности. Над пейзажем Саврасов работал в марте, в селе Молвитино Костромской губернии, куда уехал на время от семьи пережить потерю своего ребенка (художник похоронил четверых детей). На окраину села он забрел случайно. Его привлекла церковь Воскресения конца XVIII века. Белый храм с пятью куполами, шатровая колокольня… Внезапно художник увидел всю картину разом и принялся писать этюд. Просевший снег, грачи на кривых березах, тусклое небо, серые избы, забор и сарай, церковь на фоне стылых лугов — всё сложилось в единый образ, полный тихой поэзии. В «Грачах» весна изображена так, как если бы это была лишь временная ростепель посреди зимы — слишком много в картине зимних примет. Но пришествие весны обещано самой живописью — в тонких оттенках розового, голубого, сиреневого, золотистого, проглядывающих, подобно первому весеннему лучу, и становится слышен шелест ветвей берез со встрепанными гнездами, качающимися на ветру, грачиный грай, возвестивший весну…
«Грачи» были исключительной удачей Саврасова. Он окончил Московское училище живописи в 1850 году, и на протяжении двадцати лет, до появления «Грачей», в его творчестве ничто, кажется, не указывало пути к созданию подобной картины. Дебютом Саврасова был Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду (1851), показанный на выставке училища и выполненный целиком в русле романтической традиции: затененный первый план, предгрозовое освещение и панорамный вид на дворцы и храмы Кремля, ветер, переданный наклоненным деревом, развевающейся юбкой незнакомки, рыжей пылью, поднятой в воздух.


Collapse )

Осенью 1881 года, вспоминает Константин Коровин, Саврасов все реже появлялся в Училище, где «с нетерпением ожидали, когда он придет опять» его ученики: Мельников, Поярков, Левитан, Волков. Как-то раз Саврасов заглянул в мастерскую, и ученики были поражены переменой, происшедшей в нем. «В лице было что-то тревожное и горькое. Он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма. Одет он был крайне бедно…» Но ученики стали показывать ему свои работы «с каким-то трепетом», по-прежнему видя в нем своего учителя…
Почти полтора десятилетия он был без крова над головой, без близких, без любимой работы… Он тосковал о дочерях, иногда заходил к ним, понимая: они, верно, стыдятся его, такого… И уходил назад: в нищету, одиночество. Обращался к Павлу Третьякову. Тот никогда не отказывал в помощи. «Куда уйти от этой ярмарки? Кругом подвал, темный, страшный подвал, и я там хожу...» — говорил Алексей Кондратьевич двадцатилетнему Косте Коровину в трактире в следующем марте, «гуляя» на вырученные у «покровителя» копейки за свою «Зимку» или «Закат»... Иное лето художник проводил в заброшенном домике в Давыдково, а затем и вовсе заблудился в трущобах Хитровки…
Известно прошение Саврасова в Комитет Общества любителей художеств о ссуде на лечение (1892), когда он почувствовал, что слепнет. Крик о помощи не был услышан. Архитектор А.Н. Померанцев обращался в Петербургскую Академию о назначении художнику пенсии. Академия выслала… 100 рублей. И все же на его «закате печальном» «прощальною улыбкой» мелькнула любовь. Алексей Кондратьевич познакомился с тридцатилетней Евдокией Моргуновой и перестал пить. От их брака родились здоровые дети — Алексей и Надежда. А в 1894 году в Киеве, в ознаменование 50-летия творческой деятельности, будет издан альбом его рисунков с первым жизнеописанием мастера. Но, увы, жизнь уже угасала в нем. 26 сентября 1897 года Саврасов скончался в московской больнице для бедных. Через три дня, после отпевания в церкви, состоялись похороны на Ваганьковском кладбище. За гробом шли швейцар Училища Плаксин, Павел Третьяков, Исаак Левитан, горстка оборванных хитрованцев…

По книгам Е. Алленовой, О. Пахомовой (серия «Мастера живописи»)

Книги, посвященные жизни и творчеству А.К. Саврасова:

Collapse )"Воскресный день"

PS. Когда я работала над книгой, после прочтения воспоминаний Коровина, написала своего Саврасова


яяяя

Выставка живописи в честь 9-го мая...

Потерпела в общем-то фиаско. Вчера пост с призывом присылать картины ДВА ЧАСА висел в Промо!!!

Отвлечь ЖЖ-народ от политический баталий так и не удалось. 
Поэтому, двойное спасибо тем, кто откликнулся, особенно tanya_mass
которая прислала ссылку на выставку современных художников. К сожалению, эта выставка подтверждает мои опасения насчёт недостежимости в наше время уровня соц.реализма. Но, кое-что найти можно.

Богданов - "Жить вопреки всему" (2008г.)


Дальше продолжу с того, кем начинал и в прошлый раз. И, простите, все кто прислал картины! Хочу попробовать составить выставку из менее известных картин.

Гелий Коржев - "Проводы"


Гелий Коржев - "Следы Войны"



Collapse )

Ещё очень много живописи в этом прекрасном блоге. И, всех с Великим Праздником!



яяяя

Навстречу Празднику

А давайте сделаем выставку живописи к 9-му мая!

Дорогие блогоприятели, присылайте в комментариях свои пожелания, какие картины вы хотели бы видеть на этой выставке!
А я пока размещу свои.

"Прощание" - Коржев, Чувелёв.



Collapse )